Цветовая схема: C C C C
Размер шрифта: A A A
Изображения:
  • 650055 , г. Кемерово, ул.Сарыгина, д.40-а
  • директор (3842) 21-37-16, заместители директора (3842) 28–96–01, вахта (3842) 21-08-00
  • info@school61.ru

Педагогам

Концепция системы воспитательной работы школы



Современная жизнь требует от выпускника школы умения делать различные самостоятельные шаги в построении стратегии собственной жизни:
  • выбор института,
  • выбор времени начала высшего образования,
  • умение начать собственное дело,
  • умение поменять профессию при необходимости и др.
       Жизнь выступает «как система творчества, постоянного напряжения и преодоления, постоянного комбинирования и создания новых форм поведения. Таким образом, каждая наша мысль, каждое наше движение и переживание является стремлением к созданию новой действительности, прорывом вперед к чему-то новому» (Л.С.Выготский). Школа в современном обществе устроена таким образом, что для нее наиболее благоприятным материалом становится «послушный», «усредненный» ребенок (А.Г.Асмолов), ребенок, включенный в «сеть разных зависимостей» (В.П.Зинченко).
       Качество образования, по которому меряют успешность школы - это количество победителей олимпиад различных уровней, количество выпускников, поступивших в вузы, качество обучения, т.е. освоение определенного набора ЗУНов. Таким образом, школа входит в противоречие с возможностями человека и не обеспечивает оптимального разворачивания всех человеческих качеств и возможностей.
       Высокий стрессовый фон урока, повышенная тревожность у учащихся из-за обилия неудовлетворительных оценок и стыда за то, что ты «дурнее других», не дотягиваешься до «планки», недостаточные условия обучения, в целом вредно влияют на здоровье ребенка. Ученик испытает каждодневную неудовлетворенность, он находится в состоянии длительного эмоционального стресса.
       Ученые установили, что это может быть причиной кожных заболеваний, язвы желудка, астмы, гипертонии. И вообще, не бывает у учащихся страданий, на которые в том или ином смысле не оказывал бы влияния характер недостаточных условий обучения. Согласно статьи 51 п.1 Закона Российской Федерации «Об образовании» «Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся» Чем меньше отрицательные эффекты и последствия образования, чем меньше издержки здоровья детей по итогам организованного школой образовательного процесса, тем ценнее и выше результаты образования.
       Чтобы раскрыть содержание противоречия в образовании необходимо обозначить само понятие образования.
        Образование - становление личности человека, передача и освоение социального и культурного опыта, передача культурных ценностей. (ММ. Поташник)
       Конструкция здания образования, не отвечающая логике нормального развития, порождает острейшие психологические проблемы взросления ребенка и вхождения его в жизнь. Из такого понимания категории «образование» вытекает ряд следствий:
  1. Образование личности начинается до школы, протекает в школе и вне школы.
  2. Школьное образование не. может считаться успешным, если не созданы условия, при которых реально происходят и дают результаты внутренние процессы индивидуального самообразования школьников.
  3. Главная миссия школы - создание максимально благоприятных условий для самообразования и саморазвития личности.
       Формирование личности ученика как культурного, нравственного, творчески активного и социально зрелого человека должно получить приоритет перед обучением знаниям и умениям, перед его умственным развитием, рассматривая такое обучение и развитие как сторону, как составную часть и важнейшее средство формирования личности. Поэтому в современных условиях принцип воспитывающего обучения следует заменить принципом обучающего воспитания, когда главной целью школы становится воспитание личности учащихся, а обучение в этом случае должно стать важнейшей частью и элементом воспитания.
       Согласно принципу воспитывающего обучения основным показателем результатов была и пока еще остается «успеваемость», т.е. уровень овладения системой знаний и умений, а это естественно, отодвигает задачу воспитания учащихся, формирования их личности на второй план, делая эту задачу второстепенной, выносимой, как правило, за рамки учебного процесса.
       Принцип же обучающего воспитания предполагает, что основным показателем результатов деятельности школы и учителей становится уровень и прочная устойчивость культуры, нравственности, творческой активности и социальной зрелости, проявляемой учащимися в жизни и деятельности, в повседневном поведении как в школе, так и вне.школы, характер и особенности их потребностно-мотивашюнной сферы, динамика умственного развития, развития индивидуальных способностей и познавательных возможностей.
       Показатель «успеваемость» должен быть заменен на более личностно и общественно "Значимый показатель степени выполнения намеченных планов самообучения, саморазвития и самосовершенствования, которые составляются и осуществляются учеником под руководством и с помощью учителей, и при этом этот показатель важен для самого ученика, - для коррекции своей деятельности и поведения. Надо сделать так, чтобы ученик нес в первую очередь постоянную, незримую ответственность перед самим собой и перед той социальной средой, в которой он живет и воспитывается. И лишь на рубежных этапах эти показатели его деятельности, поведения и развития должны фиксироваться с тем, чтобы он приобретал право перехода на следующий этап своей жизни.
       Следовательно, не воспитание и развитие в процессе обучение, а обучение в процессе воспитания. А это значит, что в современных условиях проблема обучения должна быть преобразована в проблему воспитания и развития. Воспитание понимается как управляемая система процессов взаимодействия общества и личности, обеспечивающая с одной стороны саморазвитие и самореализацию этой личности, с другой -соответствие этого саморазвития общечеловеческим нормам и ценностям.
        Мы попытаемся сформулировать свою позицию в виде следующих принципов гуманистического (развивающего воспитания):
  1. ПРИНЦИП СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ.
    Целью воспитания и критерием воспитания является не пассивное усвоение тех или иных норм и ценностей, которые могут быть совершенно «правильными», социально значимыми, но которые для ребенка пустой звук, голая абстракция, а способность к социальному действию, социальному поступку (А.С.Макаренко)
  2. ПРИНЦИП СОЦИАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА.
    Поступок, который совершает ребенок, должен быть актом его свободного выбора, свободного творческого волеизъявления.
  3. ПРИНЦИП ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛИЧНОСТИ И КОЛЛЕКТИВА.
    Коллектив, как ею трактует А.В Петровский и его школа, есть определенная ступень развития социальной группы, а именно, «группа, где межличностные отношения опосредствованы общественно ценным и личностно-значимым содержанием совместной деятельности». Надо добиваться того, чтобы социальные действия школьников входили в социальную жизнь общества как ее составная органическая часть. Мы же все время сбиваем их на игры.
  4. ПРИНЦИП РАЗВ11ВАЮЩЕГО ВОСПИТАНИЯ.
    «Зона ближайшего развития» (Л.С.Выготский) есть не только в обучении, но и в воспитании.
  5. ПРИНЦИП МОТИВИРОВАННОСТИ.
    А.Н Леонтьев писал «надо готовить почву для того, чтобы вносимые в сознание человека идеи приобрели для него субъективный, личностный смысл». А для этого следует, прежде всего, отдать себе отчет в том, что «воспитание личности без понимания ведущих ее мотивов будет неполным...» (А.Г.Асмолов). Пока же воспитание начинается с готовых ответов да незаданные и вообще несуществующие для ребенка вопросы.
  6. ПРИНЦИП ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ.
    Нельзя воспитывать скопом. Обратная связь в воспитании должна идти от конкретной личности, а не от внешних признаков поведения. Ребенок должен «вписываться» не в наше обобщенное и усредпеиное, а следовательно, обедненное, «эталонное» представление о том, каким он должен быть, а в наше представление о том, каким этот конкретный ребенок как личность мог бы стать.
  7. ПРИНЦИП ЦЕЛОСТНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
    Удобные педагогические абстракции (трудовое воспитание, патриотическое воспитание) нельзя переносить в реальный воспитательный процесс. Как образование не сумма предметов, а формирование единого и целостного образа мира ребенка, так и воспитание не может быть разложено по отдельным полочкам. На одной полочке - трудовое воспитание, на другой полочке -эстетическое... У ребенка не только голова одна, у него и сердце одно!
  8. ПРИНЦИП ЕДИНСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ.
    Процесс воспитания пе дело одной только школы, и одна опа обеспечить полноценное развитие личности ребенка просто не в состоянии. Ведь ребенок входит, во-первых, в другие - формальные и неформальные - общности, социальные группы. Во-вторых, он является членом семьи, а следовательно, постоянным объектом воспитания со стороны родителей и близких. Наконец, в-третьих, он живет в том же большом и сложном мире, в котором живем мы, взрослые. Его воспитывает вообще жизнь. Л.С.Выготский заметил 70 лет назад «Воспитывать - значить организовывать жизнь; в правильной жизни правильно растут дети».
        Воспитание, следовательно, не есть внушение учащимся принципов жизни и деятельности, не есть навязывание им системы отношений, но поддержка и выращивания естественной человечности в детях. В настоящее время усилия коллектива направлены на создание школы, обеспечивающей здоровые условия для развития уникальных процессов, происходящих с ребенком. При организации воспитательной работы в школе можно указать ряд психолого - педагогических положений;
  1. Следует опираться и всячески развивать присущую всем людям потребность в самоутверждении, самоосуществлении себя как личности, в страстном стремлении быть оцененным окружающимися по достоинству. В то же время» у учащихся следует постепенно формировать адекватную самооценку, знание своих сильных и слабых сторон. Для этого ученики проходят через психодиагностику своих основных качеств и особенностей, результаты которой обсуждаются с ним, с тем, чтобы развивать у него рефлексивную деятельность, потребность и привычку к самоанализу. В школе существует сеть кружков и секций, позволяющая учащимся идентифицировать себя в какой-либо деятельности.
  2. Эффективное формирование личности проходит лишь в процессе разнообразной собственной (умственной и практической) деятельности. Очень важно, чтобы основная деятельности ученика в школе приобретала характер самодеятельности. Именно в ней ученик должен находить удовлетворение наиболее глубоких познавательных потребностей, интересов и склонностей, потребности в личном саморазвитии. Для этого в школе существует специально организованное пространство исследовательской деятельности учащихся.
  3. Для того, чтобы деятельность ученика оказывала наибольшее влияние на формирование его личности, на его развитие, нужно, чтобы он - этот ученик - был не только (и не столько) объектом обучающих и воспитывающих воздействий учителей, сколько субъектом всей этой деятельности. Это значит, что учащиеся, по мере взросления, должны принимать все большее участие в определении целей и непосредственных задач своей деятельности, в планировании этой деятельности, в ее проведении, контроле, оценке, учете результатов и коррекции ее хода Для этого в школе . необходимо «выращивать» самоуправление учащихся «снизу». Этому способствует система выбора предметов учащимися и уровень освоения этих предметов учащимися.
  4. Единая направленность личности имеет 2 стороны: эмоциональную и морально-мировоззренческую. Морально-мировоззренческая направленность формируется главным образом в процессе рационального познания. В то же время эмоциональная направленность формируется в процессе эмоционального насыщения, являющегося важнейшей врожденной и пожизненно развивающейся потребностью. В школе широко используются различные формы искусства, соревнования, диспуты, игры, социальные и психологические тренинги. Постоянно осуществляется воспитательное движение как по горизонтали (один возраст), так и по вертикали (разные возрастные группы). Сама атмосфера становится для ученика развивающей, психотерапевтической, обучающей и даже устраняющей негативный опыт. В этой связи меняется роль учителя в школе. Он становится организатором социальной воспитательной среды, регулятором и контролером ее взаимодействия с каждым учеником. Следует учесть, что наибольший эффект педагогических воздействий учителя на школьника достигается в том случае, когда эти воздействия направлены на школьника через референтную для него группу. Поэтому крайне важно, чтобы ученический коллектив стал для каждого школьника референтной группой, в которой учитель занимает особое место и в силу своего авторитета имеет особые права, однако не ущемляющие разумных прав и инициатив учащихся. Доброжелательность, терпение, вера в силы школьника, убежденность в том, что он хороший, способный, ориентация ребенка на его права - вот основное, что может предложить родителям наша школа.
        При составлении концепции мы опирались на следующие работы:
  1. А. Н. Леонтьев Психологические вопросы сознательного учения.
  2. Л.С.Выготский Педагогическая психология.
  3. С. Л. Братченко, А. П. Асмолов Культурно-историческая психология и конструирование миров.
  4. В. П. Зинченко, А. К. Дусавицкий Концепция школы развития личности (начальное звено)
  5. Л. М.Фридман Проблема обучения и развития в современных условиях в психологии образования
  6. М. М.Поташник Качество управления образованием.
  7. А. С. Макаренко, И. П. Иванов, А. В.Петровский Психологическая теория коллектива.
  8. К.Рождерс, В.Франкл Поиск смысла жизни и логотерания
        Образование в современной жизни для среднего человека приобретает принципиально иное значение, вступая в грядущий XXI век, мы отмечаем бурный рост в быструю смену технологий. Одним из главных условий адаптации человека становится не только и не столько накопление знаний сколько готовноcть и умение обучаться в течение всей жизни. Образование рассматривается намb как формирование человеческого индивида (изменение способов его деятельности или самоизменение).
        Целью обучения / образования в школе становится не сумма знаний, навыков и умений, ориентированная на определенный и заданный круг деятельности, а его способность к самоформированию.
       В течение последних 3 лет усилия педагогического коллектива школы были направлены на решение следующей проблемы - дополнение традиционного обучения деятельностными компонентами содержания образования. Одна из главных направлений развития школы связано с традиционным предметным обучением. Одной из поставленных задач можно назвать работу по выделению образовательного стандарта и повышению качества обучения. Уже в течение 4 последних лет школа вплотную занимается отслеживанием обеспечения государственного стандарта у учащихся по всем предметам и разработкой коррекционных программ по обеспечению успешного продвижения ребенка в учебной деятельности. При составлении и реализации таких программ совместно работают наставники, родители, психолог школы. В школе существует система психологической поддержки учащихся, которая в свою очередь является частью системы воспитательной работы школы. Психологическая поддержка обеспечивается ученику с момента поступления ребенка в школу. В течение последних лет эта система приобрела законченный вид и может быть прослежена через документацию - индивидуальною карту ребенка у психолога, листы коррекции у наставников, листы срезов у заместителя директора по учебной работе и т. д.
        Одним из основных средств раб ты педагогов является индивидуальный подход, воплощающийся в том числе и через индивидуальные программы и индивидуальное расписание ребенка.
        Школа встала перед проблемой определения ( достаточно конкретно на уровне умений и навыков) содержания метапредметной компоненты знания. Эта работа велась в направлении освоения различных форм работы с метапредметным содержанием. За это время школа участвовала в работе межрегиональных педмастерских, Детско-взрослой академии, межшкольных проектах детских ОДИ. Кроме того, мы являлись организаторами своих ОДИ по темам: "Моделирование как способ решения задач", "Уравнение", "Текст".
        в 1999-2000 учебном году был проведен городской семинар "Психолог развивабщего обучения". Имеем благодарность МОУ ДПО НМЦ Управления образования города Кемерово.

<<Назад